Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность анализа содержания учебной дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» с учётом принципов системного мышления. Цель статьи — обосновать и раскрыть идею эффективного целеполагания при перепроектировании дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» с учётом системного подхода.
Материалы и методы. В статье проводится анализ дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» (38.03.01), профиль «Финансы и кредит» с точки зрения системного мышления. Автор учитывает разнообразное количество факторов: европейский стандарт требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком; взаимосвязь дисциплины с окружающими её курсами; необходимость постановки не только учебных, но и воспитательных и общеобразовательных целей.
Результаты. Обучение иностранному языку в образовательных организациях профессионального образования предполагает формирование профессиональной компетентности, реализация которой применительно к дисциплине «Иностранный язык (профессиональный)» означает наличие двух компонентов целей обучения — коммуникативной компетентности на иностранном языке и профессиональной составляющей средствами иностранного языка. В статье показано соотношение тем анализируемой дисциплины с видами профессиональной деятельности по стандарту, учитываются предполагаемые «входы и выходы» дисциплины для эффективного целеполагания.
Обсуждение. Подчёркивается, что результативностью перепроекти-рования дисциплины является эффективная реализация целей обучения.
Заключение. Необходимо перепроектировать дисциплину для конк-ретного типа образовательной организации, деятельность которой осуществляется с учётом условий обучения и рассчитана на определённый контингент обучающихся. Системный подход позволяет максимально эффективно реализовать главные компоненты целей обучения иностранному языку — коммуникативной компетентности на иностранном языке и профессиональной составляющей средствами иностранного языка.
преподавание иностранного языка; иностранный язык для профессиональных целей; английский язык для экономистов; системное мышление; перепроектирование; эффективное целеполагание; методика преподавания иностранного языка; Business English
– определены основные направления реализации системного подхода при перепроектировании дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)»;
– разработана модель системного анализа содержания дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» исходя из эффективного целеполагания, взаимосвязи окружающих курсов и особенностей самой дисциплины;
– представлены возможные варианты тем, коррелирующих с целя-ми обучения;
– представлены необходимые и формируемые знания, умения и на-выки.
Абдуллабекова, У. Б. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ)» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА [Текст] / У. Б. Абдуллабекова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2. — С. (№ 2-2019) 9-23 . — DOI: 10.25588/CSPU.2019.19.56.001.
1. Скрыльникова Ю. В. Возможности применения педагогических технологий при преподавании иностранного языка в вузе (на примере иностранного языка) [Электронный ресурс] // Вестник научных конференций : сб. науч. тр. – Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком». 2016. С. 78–81. URL: https://elibrary.ru/download/
elibrary_26485846_23102242.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
2. Ариян М. А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам в шко-ле : учебное пособие [Электронный ресурс]. М. : ФЛИНТА, 2016. – 112 с. URL: http: //bib
lioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=482497. (дата обращения: 18.03.2019).
3. Опарина Е. А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций : учебное пособие [Электронный ресурс]. Рязань : РГУ, 2005. – 40 с. URL: docviewer.yandex.ru oparina.pdf. (дата обращения: 18.03.2019).
4. Сычёв И. А. Современные представления о системном мышлении в преподава-нии компьютерных дисциплин [Электронный ресурс] / Наука и технологии в современ-ном обществе : сб. науч. тр. Уфа : Издательство «Автономная некоммерческая организация «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2015. С. 51–54.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23230550_80641763.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
5. Шань Н. Реализация принципа системности в преподавании иностранных язы-ков [Электронный ресурс] // Научное мнение. 2014. № 10-2. С. 143–151. URL: https://
elibrary.ru/download/elibrary_23060113_18166634.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
6. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методи-ке преподавания иностранных языков : справочное пособие. М. : Дрофа, 2008. – 431 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика № 1327 : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 12 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dgunh.ru.htm (дата обращения: 10.03.2019).
8. Федотова О. Л. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка [Электронный ресурс] // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. 2015. № 11 (15). С. 14-21. URL: https://elibrary.ru/download/elib
rary_25941613_26667306.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, пре-подавание, оценка : монография / пер. под общей редакцией профессора К. М. Ирисхановой. М. : Изд‐во «МГЛУ». 2003. – 256 с.
10. Сендж П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций : монография. Харьков. 2006. 384 c. URL: https://www.e-reading.mobi/book
reader.php/112324/Senge_Pyataya_disciplina.pdf (дата обращения: 10.03.2019).
11. Graham Tulips, Tonya Trape. (2002) New insights into business: Tutorial. London, Longman. 175 p. URL: https://studfiles.net/preview/3564766/ (дата обращения: 10.03.2019).